Профессиональные кадры для логистической деятельности: найти или подготовить?

Транспортная логистика - особенная область хозяйствования с точки зрения обеспечения ее деятельности HR-ресурсами. Специфика логистической отрасли в регионе стран СНГ характеризуется тем, что собственно экспедиционный процесс - это "дело молодых", в отличие от Европы, где организацией транспортно-экспедиционного процесса занимаются солидные люди "в возрасте". У нас чаще всего ближе к среднему возрасту экспедитор или идет на повышение - становится управляющим менеджером, или уходит из отрасли.

При этом транспортная логистика - достаточно сложная область в обеспечении профессиональными кадрами. Международный экспедитор должен, как правило, владеть иностранными языками, разбираться в транспортном и таможенном законодательстве, вопросах финансового учета и пр. Кроме того специфика работы подразумевает наличие гибкости мышления, высокой стрессоустойчивости, быстрой реакции на изменения ситуации, способности к постоянному профессиональному росту. Найти молодого, активного, гибкого, стрессоустойчивого профессионала в области транспортной логистики - задача не из легких.

Потребность в высококвалифицированных кадрах присутствует всегда. Но проблема не только в поиске подходящих кадров, но и в поддержании их высокой квалификации в условиях постоянно меняющегося рынка. Динамичность отрасли достаточно высока. В течение нескольких лет здесь существенно меняются условия хозяйствования, требования заказчиков, ситуация с перевозчиками. Ситуация требует постоянного повышения образовательного уровня и компетенций сотрудников.

Задачу обеспечения профессиональными кадрами своей логистической деятельности каждая компания решает по-своему. Но когда речь идет о крупной и, особенно, растущей транспортно-экспедиционной компании, закрыть свои потребности в профессиональных сотрудниках только за счет привлечения готовых специалистов довольно проблематично, учитывая достаточно большое количество логистических компаний на рынке. Вариантов решения данной проблемы не так уж и много - либо внешнее, либо внутреннее обучение. Возможно сочетание внутренних и внешних форм развития персонала.

Интересным опытом по организации профессиональной подготовки персонала для логистической деятельности обладает Центр корпоративного обучения Группы компаний TELS, который с 2006 года готовит и развивает кадры для собственной международной сети логистических предприятий. Явление действительно уникальное не только для рынка СНГ, но и для мирового рынка - собственное образовательное подразделение, в котором ежегодно проходит обучение сотни слушателей по целому ряду учебных программ. Не исключено, что именно это и позволило компании, практически не снижая основных коммерческих показателей, проскочить кризис 2008-10 годов, когда весь логистический рынок упал примерно на 40%

Выдать "кухню успеха" могут решиться очень немногие, но руководитель Центра корпоративного обучения ГК TELS Андрей Григорьевич Павлюченко вдруг легко согласился это сделать. На вопрос: "Неужели вы так просто расскажете все о своем Центре? Не опасаетесь, что ваши секреты используют конкуренты?", он ответил: "Как говорилось в одном кинофильме: "Можно украсть часы, лежащие на рояле, но невозможно украсть сам рояль!" Знать, как делаются дела, и уметь их делать - разные вещи".

Итак, наше интервью:

Андрей Григорьевич, обучение в корпоративном центре вашей компании - это переподготовка, повышение квалификации или что-то иное?

В Центре действует два направления учебной деятельности: обучение новичков профессии экспедитора и развитие профессиональных компетенций работающего персонала.
Программа обучения новичков "Специалист по международным перевозкам" рассчитана на то, чтобы обучить человека, не имеющего до этого даже представления о логистике, всем минимально необходимым знаниям для начала работы в компании. Разумеется, обучение идет параллельно с работой нового сотрудника в своем подразделении. Т.е., он сразу попадает в рабочую среду, уже начинает выполнять какие-то доступные ему задачи, и в отведенные для учебы часы становится слушателем нашего Центра. Контроль за усвоением знаний тоже налажен: все студенты сдают зачеты, получают оценки, которые могут повлиять на решение, останется ли человек работать в компании после прохождения испытательного срока. Курс первичного обучения разработан таким образом, чтобы за три месяца испытательного срока новый сотрудник прошел его и сдал тесты.
Кроме первичного обучения постоянно ведется деятельность по расширению знаний и компетенций уже работающего персонала, где сотрудники повышают свой профессиональный уровень. По всем нововведениям в компании и значимым изменениям на рынке готовится соответствующая программа обучения, которую проходят все, кому это необходимо для работы. Для представления о том, каковы масштабы этого обучения, могу сказать, что в 2011 году Центром было организовано 40 занятий по дополнительному обучению, в которых, по совокупности, приняли участие 542 слушателя.

Вы хотите сказать, что за три месяца вы можете подготовить специалиста в логистике? Люди этой профессии учатся несколько лет в вузах.

Обучаем мы и тех, кто пришел к нам из таких вузов. Безусловно, наша программа намного боле приближенная к реалиям, чем в любом академическом учебном заведении. Да, мы можем подготовить специалиста за три месяца, если человеку хватит на это способностей, желания и амбиций. Опять же, не надо забывать, что обучение идет параллельно с ежедневной практической работой. Этого не может дать ни один вуз. Большинство слушателей-новичков успешно проходят обучение и продолжают работу после испытательного срока.
Конечно же, не все люди по своим личностным характеристикам могут стать специалистами-экспедиторами - это достаточно сложная профессия. Кто-то успешно проходит первые этапы - обучение, вхождение в профессию, но ежедневные продолжительные профессиональные нагрузки могут выдержать не многие. Поэтом и текучесть персонала в этой отрасли тоже ощутимая. Так что у нашего Центра всегда есть работа, тем более, компания расширяется непрерывно.

Какие знания получают новички?

Программ обучения "Специалист по международным перевозкам" состоит из 5 блоков. Два из них дают знания о нашей компании, ее корпоративной культуре, принятых правилах и стандартах работы, а также специфические особенности нашей работы на логистическом рынке. Три блока - это основы транспортного законодательства, теория транспортного процесса, основы таможенного законодательства.
Программа в течение 6 лет существования нашего Центра постоянно развивалась. В 2006 году она состояла из 29 учебных тем, сегодня таких тем уже 60. Соответственно в 2 раза увеличилось и количество учебных часов.

Кто преподает знания новым сотрудникам?

Коллектив преподавателей нашего учебного центра - это, в основном, специалисты-практики, работающие в нашей компании. Это люди, которые знают, умеют и делают каждый день свою работу, и параллельно передают свои знания и опыт новым сотрудникам. Кроме того, в компании существует такое явление, как кураторство - за новичком на период испытательного срока закрепляется опытный коллега, в обязанности которого входит всячески способствовать усвоению знаний новым сотрудником и его успешной интеграции в общий рабочий процесс. Обучение - это часть серьезного процесса по адаптации сотрудников.

Что представляет собой "дополнительное" обучение работающих сотрудников? Чему они обучаются в вашем центре, и как организуется этот процесс?

Дополнительное обучение - это более оперативный процесс, его содержание формируется исходя существующих нужд и поставленных текущих задач. Учебный курс может быть сформирован по любому насущному поводу: изменение в законодательстве, внедрение новых информационных продуктов, изменения в политике безопасности компании, появление новых VIP-клиентов и пр. Кроме того, руководством компании и Департаментом персонала может быть поставлена задача по развитию профессиональных знаний сотрудников в управлении, продажах, маркетинге и пр.
Здесь мы уже комбинируем внутреннее и внешнее обучение. Если ситуация такова, что какие-то новые знания, допустим, в юридической сфере может донести до всех заинтересованных работников компании сотрудник Юридического департамента, мы организуем курс внутреннего обучения, где преподавателем выступает свой же сотрудник. В случаях, когда необходимо расширить знания и компетенции управляющего персонала, сотрудников отдела продаж и т.п., тогда сотрудники направляются на внешние учебные мероприятия - курсы, семинары… А мы затем стараемся знания, полученные этими сотрудниками, насколько возможно протранслировать на других сотрудников компании - организуем внутренние семинары, где прошедший обучение работник делится полученными знаниями с другими.

Насколько нам известно, следующим шагом в развитии Центра корпоративного обучения компании TELS будет предложение компаниям-клиентам об участии их сотрудников в ваших учебных процессах? Это так?

Пока рассматривается вопрос помощи компаниям-клиентам в организации учебных мероприятий на их территории. Т.е., мы в ближайшем времени, думаю, будем готовы организовывать выездные учебные занятия для сотрудников компаний-клиентов.
Сегодня компания уже вышла на тот уровень, когда с каждым клиентом требуется выстраивание индивидуальных отношений. С наиболее значимыми для нас клиентами мы готовы сотрудничать не только в логистике. Здесь процессы обучения сотрудников компаний-клиентов призваны будут, в том числе, способствовать и лучшему взаимопониманию между нашими компаниями, контактирующими сотрудниками. Единые знания и представления о том, как делаются дела, понимание практики и корпоративной культуры сотрудничающих компаний - это важный фактор успешного взаимодействия и залог качественного результата в сотрудничестве.

***

Эволюция рынка логистических услуг в части организации работы с клиентами идет достаточно быстро. Политика транспортно-логистических компаний по обеспечению своей деятельности нужным количеством транспортных заказов уверенно разделяется на два направления - биржевое и клиентинговое. Многие крупные мировые компании желают получать гарантированные по качеству комплексные логистические услуги, и сотрудничество между крупным корпоративным заказчиком и логистическим подрядчиком становится все более интегрированным. А это означает, что к HR-ресурсам в логистической отрасли формируются новые требования - нужны универсальные высокопрофессиональные менеджеры-экспедиторы для комплексной работы с VIP-клиентами по всем необходимым ему направлениям перевозок и спектру услуг.
http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=1408