Новые форматы ретейла могут потребовать дополнительно 25 млн кв. м строительства складов в Европе в ближайшие пять лет. Такой прогноз дают эксперты компании Jones Lang LaSalle в своем последнем исследовании "Новый ландшафт логистического рынка". Это означает, что в среднем каждый год необходимо будет вводить в эксплуатацию по меньшей мере 5 млн кв. м.Основными факторами роста спроса станут потребность в обслуживании имеющихся торговых точек, а также рост интернет-торговли и, как следствие, изменение схем распределения потоков товаров. Согласно прогнозам аналитиков, в первой половине нынешнего десятилетия объем онлайн-торговли практически удвоится. Предприятиям, реализующим товары через Интернет, требуются новые складские площади, в том числе крупные объекты площадью более 100 тыс. кв. м, специализированные распределительные центры и небольшие складские базы местного уровня.
Для создания специализированных логистических центров для предприятий, занимающихся исключительно торговлей через Интернет, в ближайшие годы потребуется около 3 млн кв. м. Еще 22 млн кв. м необходимо ретейлерам для обслуживания мультиканальных продаж, включающих традиционные форматы торговли, онлайн-ретейл и мобильные возможности.
К 2016 году, по прогнозам экспертов, в Европе на долю онлайн-ретейла будет приходиться более 10% всего объема продаж. Уже сегодня схемы распространения и доставки продукции меняются под действием рост спроса на крупные распределительные центры для онлайн-торговли и центры упаковки и диспетчеризации товаров, все более широкое использование робототехники для работы с продукцией на складах, а также распространение формата онлайн-продаж продуктов питания с выдачей в специализированных пунктах. Согласно отчету Forrester Research, Европа лидирует в области электронной коммерции. Ожидается, что сумма продаж в этой отрасли для Западной Европы вырастет со 146 млрд долл. в 2012 году до 249 млрд долл. к 2017 году.
Европейские тенденции характерны и для нашей страны. Так, по данным исследовательского агентства Data Insight, российский рынок e-commerce в 2012 году составил 405 млрд рублей, или 13 млрд долларов, сохранив высокие темпы роста. Развитие онлайн-ретейла несомненно провоцирует развитие логистической отрасли.
"Объем нового строительства качественных складских площадей продолжает увеличиваться, прежде всего в Московском регионе, - отмечает директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank Russia&CIS Вячеслав Холопов. - В I квартале 2013 года было введено в эксплуатацию около 137 тыс. кв. м складских площадей, что на 30% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, а по результатам этого года мы ожидаем, что будет введено в эксплуатацию всего около 900 тыс. кв. м современных складских помещений. Спрос сохраняется на довольно высоком уровне и по-прежнему опережает предложение. За первые 3 месяца на рынке московского региона было арендовано и куплено более 200 тыс. кв. м складов".
Несмотря на то, что рост розничной торговли дает стимул к развитию логистической отрасли, ее проблемы все еще не преодолены и тормозят развитие мелких ретейлеровых компаний. "От развития логистики действительно зависит развитие ретейла в целом, а в особенности, электронная коммерция - уверена исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Елена Бочарова. - Чем лучше будет развита логистическая инфраструктура в стране, тем качественнее интернет-ретейлеры смогут работать. Плюс, развитая инфраструктура позволяет снимать нагрузку с самих ретейлеров по ее созданию, что важно и для ценообразования, и для окупаемости бизнеса".
Вопрос, готовы ли девелоперы развивать логистическую инфраструктуру. "Для девелоперов ключевым моментом остается прибыльность проектов, на что влияет и стоимость подведения коммуникаций, и цены на земельные участки, и общее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в стране, - считает Вячеслав Холопов. - Кроме того, склады должны отвечать потребностям ретейла, а именно, не только позволять обслужить и завоевать новых клиентов благодаря скорости поставок товаров, но еще и сделать это с минимальными затратами (низкие цены аренды), что противоречит позиции девелоперов, которые вряд ли будут готовы строить новые комплексы, если доходность логистического проекта в регионе будет ниже, чем, скажем, у банковского вклада".
Источник: www.vch.ru