Результаты IV ежегодного исследования "Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний"

В конце 2010 года - начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

 

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

1. Основной бизнес компании.

2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?

8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

 

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики.

 

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%):

Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году - это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.

Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача - повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30%. Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.

Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных - почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35%

Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов - 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос "как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?" распределились следующим образом:

62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а

28% - сокращение данных затрат.

Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин - неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).

Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов - 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе.

Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

  • Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
  • RFID. GPS. SCOR. ССП.
  • Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
  • Продукты/услуги добавленной стоимости.
  • Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
  • Непрерывное улучшение операций.
  • Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
  • Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
  • Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
  • Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
  • Стандарты сервиса. SLA. Предварительное информирование. ECR.
  • Интеграция/совместимость информационных систем/ИТ.
  • Обмен информацией/данными.
  • Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
  • Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
  • Совместимость корпоративных культур.
  • Прозрачное управление потоками операций.
  • Производительность/эффективность.
  • Синхронизация целей клиента/поставщика.
  • Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
  • Центр знаний (Know How Centre).
  • Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
  • Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.
  • Кросс-докинг. Консолидация складов.

 

В результате обобщения ответов на вопрос "какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?", в перечень "top 5" вошли:

1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий.

2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.

3. Эффективное управление цепочками поставок.

4. Повышение эффективности складской логистики и

5. Сокращение затрат на логистику.

Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

В "Top 3" ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и

3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).

Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

На схеме вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус - на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

 

Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.

Выводы исследования:

1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.

2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.

3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.

4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

Координационный совет по логистике

Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд

тел.  +7 (499) 155-0743  +7 (499) 155-0743   +7 (499) 155-0743  +7 (499) 155-0743 155-0830, 155-0180

logist@ec-logistics.ru www.ccl-logistics.ru