Большинство стран СНГ увеличивают транзитные ж/д тарифы

13 стран Восточной Европы и бывшего СССР, включая 8 стран СНГ, подписали в Тбилиси межгосударственное соглашение к Договору "О международных транзитных тарифах", пишет "Российская Бизнес-газета". Документ предусматривает их повышение в предстоящие годы, что может быть невыгодно России, поскольку РФ не участвует в этом соглашении. Зато его участники - почти все страны экс-СССР - Азербайджан, Украина, Узбекистан, Молдавия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Эстония, Латвия и Литва (а также Чехия).
Соглашение было подписано в ходе 22-го заседания стран - участниц упомянутого Договора в столице Грузии. Документ подписали также страны - участницы Таможенного союза (ТС) - Беларусь и Казахстан. Хотя одновременно продолжаются переговоры по унификации транзитных железнодорожных тарифов в рамках всего ТС, в котором участвует и Россия.
Отметим, что минимум треть среднегодового объема внешнеторговых перевозок России осуществляется по транспортным системам стран - участниц вышеупомянутого соглашения. В этой связи транзитные расходы РФ могут повыситься, по экспертным оценкам, на 10-15%.
Начало удорожанию грузового транзита в СНГ было положено во второй половине июня Молдавской железной дорогой, которая, как сообщала "РБГ", повысила на 15-27% эти тарифы. Что стало первым этапом в программе удорожания железнодорожного грузотранзита в большинстве стран - соседей России.
Такая тенденция почти на всем постсоветском пространстве может быть связана и с тем, что международные рейтинговые агентства зачастую повышают или подтверждают позитивные инвестиционные и/или кредитные рейтинги тех национальных железных дорог экс-СССР, которые повышают транзитные расценки. Так, агентство Fitch - в канун Тбилисского соглашения о повышении транзитных тарифов - 30 июня подтвердило позитивные рейтинги Грузинской железной дороги (ГЖД). По мнению Апостолоса Бантиса, директора в группе Fitch по корпоративным эмитентам, "этим рейтингам способствует... либеральная политика установления тарифов". А в соответствующем пресс-релизе того же агентства впрямую отмечено, что "...сохранение умеренного роста объемов перевозок и повышения тарифов будет поддерживать финансовые показатели ГЖД. А крупные международные инвестиции в порты на Черном море (в Поти и Батуми. - Прим. ред.) будут поддерживать постоянный поток объемов транзитных грузов через грузинский коридор". Но даже участвующие в Тбилисском соглашении страны уже терпят убытки от роста транзитных расценок в странах-партнерах. Так, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко в ходе переговоров в Кишиневе 7 июля обратился к молдавскому правительству с просьбой пересмотреть нынешние грузовые тарифы на железнодорожный транзит через Молдавию. Украинский министр подчеркнул, что "такое решение будет способствовать развитию украинского порта Рени (дунайский порт. - Прим. ред.)".
Похоже, в РФ могут быть приняты своего рода "ответные" меры. Так, глава РЖД Владимир Якунин недавно заявил, что "в России необходимо отменить госрегулирование тарифов на транзитные железнодорожные перевозки. Рынок железнодорожных транзитных перевозок в России уже достаточно развит и может регулировать уровень тарифов естественным образом".
Словом, транзитно-тарифную политику стран СНГ пока неправомерно характеризовать как согласованную. Как полагает президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер, "хотя основой формирования транзитных тарифов являются положения Тарифного соглашения государств СНГ, многие страны Содружества формируют эти тарифы исходя из внутренних обстоятельств. На тарифную политику влияют и другие национальные факторы: экономический кризис, состояние промышленности, политическая обстановка".
Источник: Российская Бизнес-газета

Оставить комментарий:

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы удостовериться, что вы - человек, а не автоматизированная спам-рассылка.