Стоимость ОАО «РЖД» может вырасти в три раза

 

ОАО «РЖД» подготовило перечень необходимых мероприятий, которые способны резко поднять капитализацию холдинга.

Как сообщил на парламентских слушаниях «Итоги и перспективы приватизации в России» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, для того чтобы приватизация была успешной, необходимо построить модель финансирования отрасли, ввести долгосрочную тарифную политику, решить вопрос оптимизации и субсидирования убыточных видов деятельности (разработать сетевой контракт), внедрить модель госзаказа на пассажирские перевозки. Кроме того, государству необходимо определиться с целевой моделью рынка и с моделью самой компании, то есть какие бизнесы войдут в периметр предстоящего IPO.

Владимир Якунин предложил оставить РЖД вертикально интегрированной компанией, которая могла бы развивать новые и быстрорастущие бизнесы: логистику, терминально-контейнерные услуги, участвовать в зарубежных инфраструктурных проектах.

«После проведения всех мероприятий через 4–5 лет стоимость компании может составить $86–129 млрд, – сообщил после слушаний журналистам Владимир Якунин. – В то время как сейчас на падающем рынке при продаже 25% минус одна акция РЖД получили бы, по нашим расчётам, около 280 млрд руб., что примерно половина годовой инвестиционной программы».

Таким образом, в целом компания по сегодняшним ценам может быть оценена где-то в районе 1,1 трлн руб. ($36 млрд), в то время как через 4–5 лет будет стоить уже в 2,5–3,5 раза дороже.

«Это крайняя бесхозяйственность – продавать сегодня дёшево то, что вскоре будет стоить значительно дороже, – полагает Владимир Якунин. – Приватизация – не цель, а средство для того, чтобы повысить эффективность экономики и государства».

Правительство решило в следующем году продать 5%-ный пакет акций РЖД стратегическому инвестору с целью выяснить потенциальную привлекательность холдинга на рынке. Как пояснила «Гудку» руководитель Росимущества Ольга Дергунова, серьёзная подготовка нужна для выхода на IPO, в то время как существуют и другие формы продажи, которые вполне могут быть использованы. «Сейчас в правительстве идут дискуссии по поводу того, каким образом продавать 5%-ный пакет, – говорит Ольга Дергунова. – Мы составляем дорожную карту по продаже также и 20% минус одна акция компании, и срок у нас определён до 2016 года. Продажи будут осуществляться в зависимости от конъюнктуры рынка и возможностей самой компании. Консультанты будут отобраны только после того, как будет определена форма продажи, поскольку разные компании специализируются на различных способах».

Председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов призывает с крайней осторожностью относиться к продаже пакетов акций крупных компаний, и в первую очередь ОАО «РЖД». «Если продать больше чем 25% акций, это приведёт к системным рискам: у менеджмента РЖД будет цель максимизировать прибыль, в то время как сейчас компания решает и социальные задачи, – говорит депутат. – Кроме того, продажи должны серьёзно превышать инвестиционную программу компании, так как только в этом случае мы сможем модернизировать инфраструктуру и обновить подвижной состав».

Тем не менее конъюнктура рынка в ближайшие несколько лет, как сообщил депутатам генеральный директор «ВТБ Капитал» Алексей Яковицкий, едва ли будет такой же благоприятной, какой была до 2008 года. «Скорее всего, таких цен на активы мы уже не увидим, – полагает эксперт. – При «низком» рынке могут быть эффективны дополнительные выпуски акций, сделки слияния-поглощения, стратегические альянсы».

Ольга Дергунова утверждает, что перед Росимуществом не стоит задача как можно быстрее продать имущество. «Мы обязательно должны при продаже учитывать мнение менеджмента компаний, поскольку именно от них зависит предсказуемость реализации той «дорожной карты», которую мы составляем, – говорит Ольга Дергунова. – Государство должно с их помощью передать своё управление другому субъекту, а экономика при этом должна функционировать беспрерывно».

Отмечено также, что после первой волны приватизации в 90-е годы большинство населения не получило практически ничего, поэтому, говорится в рекомендациях, «важно обеспечить проведение системной и открытой политики, которая понятна обществу, выработать чёткие критерии. Российское общество полностью разделяет позицию Президента России в том, что продавать ведущие российские компании имеет смысл только по «хорошей цене» и «лучшему покупателю», поэтому вряд ли кто осудит правительство, если оно отложит продажу пакета какой-нибудь крупной компании на более поздний срок по причине неудовлетворительной конъюнктуры или отсутствия достойного покупателя».

12.11.2012

 

 

Оставить комментарий:

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задаётся для того, чтобы удостовериться, что вы - человек, а не автоматизированная спам-рассылка.